У святых отцов главным вопросом их жизни была подготовка к переходу в вечность, и всю свою жизнь они оценивали в плане вечности. Также и нам надо всю деятельность оценивать не временными характеристиками, а понять, что нам наша деятельность дает для вечности. К сожалению, мы заняты другим. Святой праведный Иоанн Кронштадский пишет: "Мы интересуемся сущими пустяками. Отчего мы не интересуемся духовными вещами? Учением Евангелия, Церковью, делом молитвы, искренним покаянием - в жизни вечной бесконечно важными для нас делами"
В наше время СМИ, в первую очередь телевидение, обращают взоры людей только на земное ("бери от жизни все" и т.п) Мы должны противопоставлять этому наше церковное православное учение, чтобы хоть как-то сдерживать это устремление к земле. А начинать надо с себя. Если наша проповедь с амвона не подкрепляется соответствующей личной жизнью, никакого действия на людей она не будет иметь. А чтобы показать личный пример, надо знать, как жить, и здесь без учения святых отцов не обойтись. Без чтения святых отцов в наше время мы вряд ли сможем преуспеть в добродетели. Авва Дорофей пишет:
"Мы должны испытывать себя не только каждый год, но и всякий месяц, каждую неделю, каждый день и говорить: прошлую неделю меня беспокоила сия страсть, а теперь каков я? Так и каждый год спрашивать себя: в прошлом году я так побеждался сею страстью, а ныне каков? Так и всегда должны испытывать себя, успели ли мы сколько-нибудь, находясь в том устроении, в котором были, или впали в худшее? Если постоянно испытывать себя таким образом, раскаиватся, в чём согрешили, и стараться исправлять себя, то начинает уменьшаться зло, если делали десять проступков, будем делать девять. Так, преуспевая постепенно с помощью Божией, мы будем укрепляться в добре и побеждать страсти".
Сегодня мы собрались для того, чтобы рассмотреть, как прошёл год в нашей епархии, отметить наиболее важные события епархиальной жизни.
25 января - 1 февраля - делегация клириков и мирян Вологодской епархии в составе 20 человек приняли участие в XII Международных Рождественских образовательных чтениях в г.Москве. В состав делегации вошла представитель правительства Вологодской области Н.А.Дойникова.
17 марта - в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре проходили VIII Димитриевские образовательные чтения, проводимые Вологодским епархиальным управлением совместно с департаментом образования Вологодской области, координационным советом "Согласие", областым духовно-просветительским центром "Северная Фиваида". Тема Чтений - "Духовные основы традиционных праздников русского народа". В работе Чтений приняло участие 100 человек. Среди них - руководители и специалисты департаментов образования и культуры Вологодской области, руководители образовательных учреждений, педагоги, священники. К сожалению, наше духовенство проявляет малую активность на Чтениях не только и не стольков плане личного участия, сколько в привлечении к участию специалистов-педагогов.
30 марта - в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре проходили V областные малые Димитриевские краеведческие чтения на ту же тему - "Духовные основы праздников русского народа". Участники Чтений (около 90 человек) - учащиеся общеобразовательных и воскресных школ, воспитанники организаций дополнительного образования Вологодской области.
29 апреля - в Спасо-Прилуцком монастыре проходило ежегодное епархиальное собрание. Помимо обычных докладов состоялось выступление сотрудницы управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области Е.А.Сабуровой о новом порядке регистрации религиозных организаций и вопросах правового контроля за деятельностью православных религиозных организаций.
24 мая - состоялся VI областной фестиваль православного пения, приуроченный к дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Организаторами фестиваля выступили епархиальное управление, департамент культуры области, Вологодский государственный педагогический университет. В заключительном концерте приняли участие 15 коллективов.
17 июня - в художественном отделе Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника состоялось представление книги "Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец", изданной Спасо-Прилуцким монастырём. Книга посвящена 500-летию Сретения чудотворного образа преподобного Димитрия Прилуцкого. Высокий научный уровень, глубокая церковность издания подкреплены отличным оформлением, высококлассным полиграфическим исполнением.
8-9 июля - я принял участие в торжествах в г.Тихвине по случаю возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери.
3-8 октября - принял участие в Архиерейском соборе в г.Москве.
Вологодскую епархию составляют 102 прихода, на которых совершают служение 83 священника и 33 диакона.
В 2004 году на приходах Вологодской епархии нами совершено: 110 Всенощных бдений, 103 Божественные литургии, 1 освящение часовни. Из них за пределами г.Вологды: 39 Всенощных бдений и 41 Божественная литургия. Совершено 3 священнических и 11 диаконских хиротоний.
В поездках проведено около 3 месяцев. В них мы более подробно знакомимся с жизнью приходов, встречаемся с представителями светской власти.
Наше духовенство в целом трудится неплохо. Но главное - пастыри не должны забывать, что они трудятся для паствы. Для пастыря одного личного благочестия не достаточно.
В минувшем году патриарших наград удостоены 13 священников и 16 мирян, но главная награда - это Царство Небесное, которое силой берётся.
К сожалению, усилия к стяжанию Царства Небесного иногда применяются не в том направлении. Одна из бед - ревность не по разуму. Например, один из священников категорически отказался крестить неполным погружением. С нашей стороны никаких возражений к этому не было, но ему было предложено создать условия в храме для крещения полным погружением. Прошло три месяца, но дальше рисунка баптистерия, который можно выполнить за час, дело не сдвинулось. А крещения этот священник так и не совершает. Что им движет? Ревность о Православии или гордыня: "Я не такой, как все, я каноны не нарушаю". Пимен Великий говорит: "Ненависть ко злу, если кто возненавидит свой грех, а ближнего своего почитает праведником". У этого же священника, видимо, всё наоборот.
Другая беда - теплохладность. Святитель Феофан Затворник пишет: "Необходимо зажечь беду вокруг себя. Это значит иметь глубокое чувство опасности своего положения и опасности крайней, от коей нет спасения как в Господе Иисусе Христе". Наше спасение только в смирении, в осознании своей немощи и того, что мы не можем избежать этой беды без помощи Божией. Этой беды мы вокруг себя и не имеем, не зажигаем, потому идём по жизни равнодушно, не замечая расставленных диаволом ловушек и попадая в них. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Диавол не столько заботится о том, чтобы мы грешили, сколько о том, чтобы мы не видели греха и оставались грешниками".
Некоторые пастыри стремятся угождать пастве, чтобы люди превозносили, хвалили их. Это также страшная беда. Игумен Никон Воробьев пишет: "Меня ждёт в будущем большое осуждениеза то, что я кажусь лучшим, чем я есть на самом деле. Очевидно, есть какое-то лукавствие или лицемерие во мне". Трудиться надо не ради корысти, а ради Бога, так как такой труд приятен Богу, и такой труд приносит пользу. Труд с добрым намерением приносит пользу.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет: "Многие люди сеют, но сеют с разной целью. Один сеет для того, чтобы получить урожай и заплатить долг, другой - чтобы получить урожай и накормить семью, третий - чтобы получить урожай, продать его и заработать что-то. Кто-то сеет для того, чтобы его не обвиняли в лености и безделии, кто-то сеет для того, чтобы досадить своему врагу. Делается одно дело, а поводы совершенно разные. А ведь Господь судит не за то, что мы делаем, а за то, с каким намерением мы делаем".
Печальным примером ревностного борца не по разуму за Православие является Я.И.Гнып. За деятельность, расходящуюся с канонами Православной Церкви, он был освобождён от настоятельства и направлен на другой приход, но не исполнил данный указ и был запрещён всвященнослужении. Однако и данное прещение не возымело на него действие, он в нарушениесвятых канонов совершал богослужения. Впоследствии он был извержен из священного сана. После этого он перешёл в катакомбную церковь, где принял монашеский постриг и был возведён в сан епископа. Недавно в епархиальное управление по факсу был передан указ этой самой катакомбной церкви об извержении его из сана, лишении монашестваи предании анафеме "за попрание монашества и надругательства над священным саном, за деятельность, направленную на разложение церковной соборности, за подлоги в церковной документации, за погубление многих человеческих душ, ввергнутых им в пучину ереси и раскола". Это сообщение ещё раз подтвердило правильность нашего решения об извержении его из сана, ибо и на другом месте он проявил себя также с негативной стороны.
Актуальной остаётся тема ИНН. Владыка зачитал выдержки из писем известного и авторитетного духовника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря - архимандрита Иоанна Крестьянкина, очень чётко отражающие его позицию в отношении ИНН и антихристовой печати.
"Разговоры о печати антихриста, о безблагодатности нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы. И сектанские, и противоцерковные настроения и речи звучат уже с амвонов церковных. В истории Церкви такие настроения прослеживались уже не раз, особеннов период политических потрясений, катастроф, войн и всякого рода перестроек. Дорогие мои, как мы поддались панике потерять своё христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случится в очах Божиих? Разве у Чаши Жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного ему в крещении? И не вспомним ли мы тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии - их заменил номер - многие так и ушли в вечность с номером, а Бог принял их в Свои отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты.
Сейчас мы всё больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого мы, не знаю, доживём ли? А вот о печати нашего личного греха мало кто даже и задумывается. Но именно она, эта печать, отдаёт человека во власть антихристовых стихий и дел, и является действительно прообразом той печати, которой на самом деле стоит боятся. А жить надо теперь, жить надо в Боге. И уже сейчас зовут людей в леса, в пустыни, в потаенные комнаты, не брать номера, не входить в новую систему государственного учёта, уйти от мира, уйти из Церкви. Но как спасаться, как жить, как растить детей в Боге? Об этом умалчивают все. И уже сейчас поток горьких, слезных, недоуменных писем захлестнул духовников.
Кто ответит пред Богом за соблазн малых сих, которые простодушно споткнулись о то, чток духовной жизни не имеет никакого отношения - о налоговый номер?".
Кроме того, - архимандрит Иоанн Крестьянкин разоблачает анонимную публикацию в газете "Русский Вестник", объявившую одно из
опубликованных его писем относительно проблемы ИНН подлогом:
"С начала возниконвения этой смуты я написал немало частных писем в отношении ИНН. И вот одно из них волей Божией было обнародовано через Интернет Сретенским монастырём на широкую аудиторию. Но письмо объявили подлогом и сегодня я опять подписываюсь под этим моим письмом, именно в нём звучит моё восприятие всего происходящего, а не в той анонимке, которую опубликовали неверные клеветники в газете "Русский Вестник" №46-48 за 2000 год, навязывая в ней своё мнение моему имени.
Теперь же в связи с тем, что моё имя вплетают в свою клевету те, кто борется с Церковью, я обязан сказать всем, кто вовлечён в этот психоз: бойтесь разделения и раскола в Церкви, бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только Она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь. Бойтесь судить церковное священноначалие, ибо это гибель и без антихристовой печати. Бойтесь греха. Мы уйдём из жизни задолго до того,когда явится тот страх, который обуял теперь всех, но, отпав от Церкви, мы наследуем как раз то, чего боимся".
Почему же многие всё же идут за этими кликушами, идут и борются с мнимым врагом? Всё это происходит из-за неверной христианской духовной жизни. Критерием правильной духовной жизни было, есть и будет смирение. Глядя на людей, проповедающих борьбу с ИНН, трудно сказать, что у них есть смирение, напротив - явно прослеживается желание стяжать славу борца, мученика, труженика. Авва Мотий сказал: "В том и состоит смирение, чтобы не отличаться от других". Состояние прелести, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), характеризуется фанатизмом, дышащим разгорячением и превознашением.
Надо бояться крайностей как фанатизма, так и теплохладности. Добродетель всегда лежит посередине. Пимен Великий писал: "Всё, что противно умеренности, - от демонов".
Теплохладность же в первую очередь внешне проявляется в отношении настоятелей к своим административным обязанностям: годовые отчёты в срок сдали половина приходов. Самые дисциплинированные - монастыри, второе место занимает Великоустюжское благочиние, третье - Тотемское, четвёртое - Центральное, пятое - Харовское, шестое - Вологодское, седьмое место с большим отрывом - Череповецкое и восьмое - Белозерское благочиние. Лучшие отчёты - кафедрального собора, вологодских храмов святого Андрея Первозванного и Покрова Пресвятой Богородицы "на Козлене".
Не всегда правильно оформляются протоколы приходских собраний. Во избежание ошибок при проведении приходских собраний и оформлении их протоколов надо читать Устав РПЦ и циркуляр №20, где всё это расписано.
На одном из заседаний епархиального совета было принято решение о материальной поддержке клириков и работников приходов, имеющих многодетные семьи, но, к сожалению, судя по финансовым отчётам, это почти не практикуется.
Не всегда исполняются рекомендации епархиальной комиссии по церковному искусству и реставрации.
По итогам исполнения циркуляров, подачи годовых отчётов, своевременной оплате товара, взятого на складе епархиального управления, перечисления взносов благочиния распределились в следующем порядке: 1.Монастыри, 2.Вологодское благочиние, 3.Харовское, 4.Центральное, 5.Великоустюжское, 6.Череповецкое, 7.Белозерское, 8.Тотемское. В книге "О должностях священнических" пишется, что священничество - это великое достоинство. Оно установлено Христом Богом, Слово Божие называет священников и ангелами Господа Вседержителя, и ангелами Церкви, и светом мира и солью земли и т.д. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Если не радишь о своих обязанностях, то не радишь о Боге". Коль скоро священнический чин имеет великое достоинство, он требует великого труда. Поэтому пастырей в Священном Писании называют и земледельцами, и жателями, и воинами, и делателями винограда, и стражами, и даже волами молотящими. Звание пастыря хоть и почётно, но многотрудно и опасно. "Не мню многих быти во иереях спасающихся, но множайших погибающих" (свт.Иоанн Златоуст). Для того, чтобы не погибнуть, надо сверять свою жизнь со Священным Писанием, читать святых Отцов, нужна молитва.
Для исправления недочётов на приходах у нас была создана епархиальная ревизионная комиссия. Комиссия работает в разных направлениях: организация делопроизводства, соблюдение Трудового кодекса РФ, бухгалтерский учёт. Деятельность её финансируется за счёт проверяемых приходов. Там, где комиссия уже поработала, начинается активное движение к исправлению. Если рекомендации комиссии не будут исполняться, к виновным будут применяться соответствующие санкции вплоть до смены настоятеля.
При анализе бухгалтерских отчётов на некоторых приходах были выявлены серьёзные расхождения в сумме товаров, приобретённых на складе епархиального управления, и проведённых на приходе. Практически все приходы к концу года рассчитались со своими долгами за товар перед складом епархиального управления, но в течение года долги не выплачиваются месяцами.
В минувшем году открылись 4 новые воскресные школы, количество учащихся увеличилось по сравнению с 2003 годом на 180 детей. Происходит обмен опытом преподавателей воскресных школ, начал издаваться педагогический журнал. Началась аттестация преподавателей по второму кругу. За 5 лет аттестацию прошли 115 преподавателей. Тем не менее, отмечается серьёзная кадровая проблема: несмотря на деятельность ВПДУ, преподавателей не хватает.
Серьёзными проблемами остаются недостаток педагогической литературы, недостаточная воцерковлённость учащихся и отсутствие связи с выпускниками, а так же низкая оплата труда работников воскресных школ и пассивность духовенства.
Доклад владыка закончил словами Аввы Дорофея, который писал: "Итак, будем внимать себе, братия, будем подвизаться, пока имеем время. Что мы не заботимся о себе? Сделаем хотя что-нибудь доброе, дабы найти помощь во время искушения! Что мы губим жизнь нашу? Мы столько слышим и не заботимся о себе и всем пренебрегаем. Видим, как братия наши похищаются из среды нашей, и не внимаем себе, тогда как знаем, что и мы мало-помалу приближаемся к смерти...Как мы не помним слов оного старца, сказавшего, что если кто потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти другое; если же потеряем время, живя в праздности и лени, то невозможем найти другого взамен потерянного; поистине, мы будем искать хотя одного часа сего времени и не найдём его...Потребен малый труд, потрудимся же, чтобы быть помилованными".
|