Главная Епархия Наш город Подворье Публикации Календарь Фотоальбом
Публикации > О кресте
О. Кочубей
Диакон Архиерейского Воскресенского подворья
Обсудить на форуме

О кресте

(по поводу утверждений Свидетелей Иеговы)

Вряд ли сегодня в России найдётся человек, который не слышал о Свидетелях Иеговы. О тех милых людях, которые ходят парочками и бесплатно раздают красочные журналы. Те, кто пытался читать их, наверняка заметил, что под яркими и сладостными до неприличия картинками скрываются, мягко говоря, странные идеи. Так, в одном из этих замечательных журналов можно прочитать: "Иисус умер не на кресте. Он умер на бревне или столбе. Греческое слово, которое во многих библейских переводах переводится словом "крест", означает просто бревно. Символ "крест" происходит из древних лжерелигий. У ранних христиан не было в поклонении креста, и они не поклонялись ему". (Что от нас требует Бог?, 1996.)

Всё это кажется настолько нелепым и не достойным внимания, что большинство христиан с гневом отвергают эту чушь, а журнал отправляют в мусорное ведро. Я тоже никогда не интересовался этой темой, пока меня не попросили доказать обратное. Не секрет, что общение с подготовленными Свидетелями Иеговы нередко застаёт врасплох, и вызывает в некоторых душах смущение. Для того чтобы уверить христианина в очевидном и была написана эта статья.


Сам знак креста, конечно же, не есть христианское изобретение. Крест или аналогичные ему знаки встречаются во многих религиях, культурах. Достаточно вспомнить арийскую "свастику" или египетский "анх". Но какие из этого можно сделать выводы? Свидетели Иеговы, следуя своему сектантскому чёрно-белому мировосприятию, одним махом отбрасывают как зло всё, что так или иначе связано с другими религиями. Ведь у них ("спасённых) не должно быть ничего общего с всеми остальными ("погибающими"). Поэтому и выстраивается неверная логическая цепочка: язычество - плохо; язычники почитают крест; крест - плохо.

Но крест, как символ, можно встретить даже у евреев(!). На еврейских могилах рубежа эпох до Р.Х. и после Р.Х. можно встретить изображение буквы "Т" или даже креста. Что это? Откуда? Ответ даёт Библия.

Библия
Книга пророка Иезекииля, 9:4



И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.

В оригинале написано: "сделай Т".

Переводчики заменили (перевели) букву "Т" словом "знак". Дело в том, что в еврейском алфавите каждая буква имеет смысловое значение. Последняя 22 буква еврейского алфавита "тав" означает «клеймо», «отметка», «знак». С течением времени начертание буквы претерпело некоторые изменения. Сегодня - "", раньше - "Т", а во времена пророка Иезекииля она изображалась как "+". Последняя буква стала символом последних времён. Этот знак стал символом освобождения, мессианских времён, символом Мессии. (см. ниже слова Тертуллиана)


Свидетели Иеговы считают, что первые христиане ничего не знали о кресте и не почитали его, что появился этот знак в Церкви уже после легализации Церкви под влиянием язычества, как компромисс. Но как раз в Римской империи не было почитания креста! Крест напоминал о самой позорной и страшной казни. Все избегали этого символа. Знаменитый Цицерон восклицал: "Пусть самое имя креста далеко будет не только от тел римских граждан, но и от их мыслей, взора и слуха!" Всё было совсем наоборот! Не язычники принесли с собой крест в Церковь, а христиане убеждали язычников, что почитать крест – достойное дело.

Тертуллиан (160 - 235)
К язычникам, Книга I, 12



Однако и те, которые утверждают, что мы — крестопоклонники, также оказываются жрецами креста. Ибо крест — это деревянный знак, но ведь и вы почитаете то же вещество вместе с изготовленными из него изображениями. И человеческие фигуры свойственно изображать как вам, так и нам — каждому свои. Впрочем, несущественны детали, когда суть одна и та же, несущественен облик, когда и там и тут это — тело Бога. Но если здесь и возникает какое-то несходство, то скажите мне, чем отличаются от ствола креста Паллада Аттическая и Церера Фаросская, первая из которых представляет собой лишенный образа грубый кол, а вторая — бесформенный деревянный идол? Да всякий установленный вертикально столб представляет собой часть креста, и даже большую его часть. Правда, нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения. Но и тут вы в еще большей степени подлежите обвинению, поскольку посвящаете богам обрубленное, обезображенное дерево, в то время как другие посвящают его цельным и украшенным. Ведь, по правде говоря, и я это докажу, вы также почитаете цельный крест. Ибо вам невдомек, что и ваши боги ведут свое происхождение от этого самого орудия казни. Ведь всякой статуе, из какого бы материала она ни была сделана — вырезана ли из дерева или вытесана из камня, отлита из бронзы или из еще более ценного материала, неизбежно предшествует прикосновение руки творца. Скульптор же первым делом ставит деревянный крест, потому что в самой форме нашего тела неявно сокрыты тайные очертания креста. Представьте себе человеческую голову, выступающую вверх, вертикальный спинной столб, наконец, свисающие по бокам руки, которые, если человека заставить их развести в стороны, образуют вместе со всем остальным некое подобие креста. А уж на эту заготовку, словно на остов, налепляется глина, постепенно заполняющая члены, так что тот облик, который будет нести глина, должен иметь крест внутри. Затем при помощи циркуля и изготовленных из свинца форм крест переносится на мрамор, терракоту, бронзу, серебро — на все, из чего угодно было изготовить бога. От креста — к глине, от глины — к богу; таким образом, крест через посредство глины переходит в бога. Итак, вы почитаете крест, от которого происходит почитаемый вами бог.<…>
Перейдем же к более очевидному. Виктории вы почитаете за богов, притом тем более почтенных, чем славнее была одержанная с ними победа. А чтобы они были приметнее глазу, их возводят в виде крестов — как бы скелета трофеев. Таким образом, бытующая у военных религия почитает и кресты — ведь военные люди обожествляют знамена, клянутся знаменами, предпочитают их самому Юпитеру. Но все эти высоко вздымающиеся изображения, все золотые украшения — лишь бусы на крестах. Точно так же и в стягах и знаменах, которые у военных почитаются не меньше, сшитое из ткани полотнище является на самом деле одеждой креста. Полагаю, что вы просто стыдитесь поклоняться неукрашенным, голым крестам.



Иустин Философ (* - 166)
Апология I, 55



Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой, как это видно и из предметов подлежащих нашему наблюдению. Ибо рассмотрите все вещи в мире, устрояется ли что без этой формы, и может ли быть без нея взаимная связь? По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом; земли нельзя орать без формы крестообразной; копающие землю, равно как и ремесленники, не иначе производят свою работу, как посредством орудий, имеющих эту форму… И ваши символы представляют силу крестообразной формы. Я разумею знамена и трофеи, с которыми повсюду вы совершаете свои торжетвенные шествия, являя в них знаки вашей власти и силы, хотя вы делаете это, сами не помышляя о том. И вы полагаете изображения умирающих у вас императоров на той же фигуре, и в надписях называете их богами.



Принято считать, что крест ввёл в обиход император Константин. Но и это не совсем верно. Константиновский "крест" выглядел несколько иначе. Это была - христианизированная версия шести лучевой звезды, эмблемы солнца. Такая звезда использовалась в Империи повсеместно. А вот крест римляне не почитали и просто демонстративно не замечали.

Евсевий Кесарийский
Жизнь Константина, Книга I, 31


На копьё, обложенное золотом, была наложена сверху поперечина, образовавшая с ним знак креста. А на самой вершине копья был утверждён золотой венок, украшенный драгоценными камнями, а в нём символ спасительного имени – две буквы, обозначающие имя Христово, т.е. Х, пересечённое Р. Эти буквы царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме. На поперечине висел тонкий белый плат – царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался невыразимо красивым и, вися на поперечине, имел одинаковую ширину и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, на самой верхней части описанной ткани висело, сделанное из золота, грудное изображение боголюбезного царя и его детей.

Как мы видим, лабарум Константина по сути своей был обычным римским знаменем. Именно так сегодня выглядит большинство церковных хоругвей. Поперечина, придававшая сооружению вид креста, имела чисто механическое значение (на ней висело полотнище). Христианский характер этому знамени придавала именно монограмма имени Христова. Примечательно, что Юлиан Отступник не заметил крест, который образовала «поперечина», но приказал снять монограмму.


В подтверждение своей гипотезы Свидетели Иеговы указывают также на отсутствие изображения креста в катакомбных фресках первых веков. Это действительно так (почти). Но какие выводы из этого можно сделать? Можно ли утверждать, что христиане изображали всё, что почитали? Или почитали только то, что рисовали? В катакомбах ведь нет изображений и Самого Христа, но за то очень часто встречается изображение рыбы... Интересно, какие выводы делают из этого Свидетели?

Что рисовали первые христиане? Ноев ковчег, якорь, голубя с веточкой, пастуха, рыбу, корзинку с хлебом, звезду, Иону, Чашу, агнца, Авраама с Исааком и т.д. Не трудно заметить, что всё это – намёки, символы и аллегории. (К слову сказать, даже для современного христианина они вполне понятны). А крест – реальность. Он действительно появляется в христианской живописи в IV веке, когда христианское искусство переходит от символизма к реализму. Тогда сразу и везде появляется изображения креста, а вместе с ним и реалистичные изображения Христа (а не рыбы или агнца).

Если бы в словах иеговистов была хоть доля правды, в IV веке разразился бы грандиозный спор между приверженцами столба и сторонниками креста. Церковная история нелицеприятно свидетельствует, что споры были, на самые разные темы, но именно такого никогда не было. Все существующие христианские конфессии, от православных до протестантов - чтут крест Христов. Сами Свидетели Иеговы поначалу с удовольствием помещали изображение креста на обложке своего журнала (тогда он назывался "Сионская сторожевая башня"). Только в 1931 году издателей "осенило", что христианский символ нужно убрать.


Третий, главный, аргумент Свидетелей Иеговы в пользу "столба" - терминологический. В Евангелии много говориться о распятии Господа, но очень мало о самом кресте, о его форме. Известно, что Господь нёс крест, что Христа прибили, что над головой было место для транспаранта довольно внушительных размеров (надпись была на трёх языках и её можно было прочитать издалека, т.к. близко ко кресту народ не подпускали). Известно, что тело было не очень высоко над землёй. Вот, собственно, и всё, что мы знаем из Евангелия. Свидетели Иеговы заявляют, что Христос был распят на простом столбе, вкопанном в землю бревне. В качестве доказательства они указывают на слово, которое употреблено в греческом оригинале Евангелия. Расчёт на то, что читатели "Сторожевой башни", конечно же, не будут это проверять. Но мы проверим. Как по-гречески можно назвать столб?
СТИЛОС - "столб, позорный столб, колонна, указатель"
ДОКОС - "бревно"
СКОЛОПС - "кол"
Но Христа распяли на предмете, который называется СТАВРОС. Именно такое слово употребляется в Евангелии. Слово "ставрос" в своей основе близко русскому "стоять", английскому "stand" и т.д. (ср. реставрация - восстановление). И действительно, в античный период наивные эллины этим словом обозначали любую воткнутую в землю и стоящую вертикально палку. Например, много ставросов = забор. Но после того, как они узнали (от персов) о способе казни через распятие, термин "ставрос" стал применяться для обозначения орудия этой казни. Конечно же, ставросы были самой разной формы: I, III, V, /\ , X, П, Г, Т, +. При необходимости, несчастного могли распять на чём угодно, даже на растущем дереве. Но каким был ставрос Христа? Чьё мнение даже для Свидетелей Иеговы должно быть авторитетным? Христианские писатели, жившие до IV века говорят о сложной форме креста и ни слова о простом столбе!

Ап. Варнава (* - 76)
Послание, 9:8-10



Узнайте сперва, что такое десять и восемь, а потом, что такое триста. Десять и восемь выражаются, - десять буквою иота (I), восемь – буквою ита (Н), и вот начало имени Иисус. А так как крест в образе буквы тав (T), должен был указывать на благодать искупления, то сказано: «и триста». Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной третьей - крест.

Перед апостолом буквы IHT. Но он считает, что на крест похожа не I, а именно Т.


Иустин Философ (* - 166)
Апология I, 60



И то, что у Платона в Тимее говориться в физиологическом отношении о Сыне Божием, когда говориться, что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы Х, он так же заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете. Вы спасётесь через него. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ чрез такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и не зная точно и не сообразивши, что это был образ креста, а видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х.

Святой Иустин считает, что Платон очень близко подошёл к постижению истины, но "не сообразил", что Сын Божий будет на кресте, а остановил свою мысль на "подобии буквы Х".


Иустин Философ (* - 166)
Разговор с Трифоном Иудеем, 91



Ибо здесь одно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается наподобие рога, когда к нему поперёк прилагается другое дерево, и концы последнего по обеим сторонам кажутся, как рога, присоединённые к одному рогу; в середине утверждённое дерево, на которое возводятся распинаемые, так же выдаётся и представляет вид рога, когда оно слажено и утверждено с другими рогами.

Комментарии не нужны.


Ириней Лионский (130 - 202)
Обличения и опровержения лжеимённого знания, Книга II, XXIV:4



И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один в середине, на котором опирается пригвождённый.

Комментарии не нужны.


Ириней Лионский (130 - 202)
Обличения и опровержения лжеимённого знания, Книга V, XVIII:4



Ибо, когда мы потеряли Его (Слово – О.К.) чрез дерево, то Оно сделалось опять явным для всех нас чрез дерево, показывая в Себе высоту, длину, ширину и глубину, и как некто из предшественников наших сказал, чрез протяжение рук собирая два народа к Единому Богу. Две руки, потому что два народа рассеяны до пределов земли, а в средине одна голова, потому что Один Бог над всеми, и чрез всех и во всех нас.

Высота, длина, ширина и глубина не нуждаются в комментариях. Кроме того, чтобы собрать "рассеяных до пределов земли" руки нужно не поднимать, а расставлять в стороны.


Тертуллиан (160 - 235)
Против Маркиона, III, 22



Греческая буква т, а наша t есть образ креста, который, по пророчеству, должен будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме.

Комментарии не нужны. Замечательно, что Тертуллиан не видит разницы между Т-образным крестом и привычным нам четырёхконечным.


Тертуллиан (160 - 235)
К язычникам, Книга I, 12



Нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения.

Комментарии не нужны.


Тертуллиан (160 - 235)
К язычникам, Книга I, 12



В самой форме нашего тела неявно сокрыты тайные очертания креста. Представьте себе человеческую голову, выступающую вверх, вертикальный спинной столб, наконец, свисающие по бокам руки, которые, если человека заставить их развести в стороны, образуют вместе со всем остальным некое подобие креста.

Чтобы получилось "подобие креста", руки нужно развести в стороны, а не поднять вверх.


Против иеговистов свидетельствуют и не церковные авторы.

Лукиан Самосатский (120 - 180)
Суд гласных, 12



Стонут люди и сетуют на свою судьбу и частенько проклинают Кадма – за то, что он ввёл Тау в семью букв: ибо её наружный вид, как говорят, тираны приняли за образец, её очертаньям подражали, соорудив из дерева такую ж Тау, чтобы распинать на ней людей! От неё же их гнусное изобретенье получило и гнусное своё названье.
Итак, каков же будет ваш приговор? Скольких смертей достойна Тау за все свои злодейства? Что до меня, то я считаю возможным и справедливым ограничиться для Тау одним наказаньем: Тау уже в самой наружности своей несёт заслуженную кару: она, тау, создала крест, а люди в её честь назвали его «с-тау-рос»!

Всё предельно ясно и в комментариях не нуждается. Заметьте только, что автор этих слов совсем не христианин, т.с. "не заинтересованное лицо".


Также, думаю, не лишне будет упомянуть о древнейшем изображении распятия на кресте (оно датируется 200 г. по Р.Х.). Это - злая карикатура на Христа, найденная во время раскопок в Риме на холме Палатин. Рисунок с надписью "Алексамен поклоняется своему богу" был призван подвергнуть осмеянию некоего христианина по имени Алексамен. Обратите внимание на форму креста - она почти православная. Есть даже подставка для ног!

И напоследок - несколько штрихов.
Табличка с виной была прибита над головой Спасителя, а не над руками. (Мф. 27:37)
Апостол Фома хотел потрогать раны от гвоздей (множественное число), а не от гвоздя. (Ин. 20:25)


Вот, что удалось собрать. Мне кажется, этих свидетельств - предостаточно. Нелепость выдумки очевидна. Так же очевидно, что вся эта грустная история со "столбом" не что иное, как своеобразная "забота" руководства Сторожевой башни о своих узниках. Ведь Свидетели Иеговы - секта. И чем меньше точек соприкосновения сектантов с окружающими - тем лучше для секты. Тем выше забор. Поэтому, и не поддерживаются "мирские связи", не отмечаются праздники, воспитывается неприязнь к терминологии и символике Церкви. Отрицание креста - всего лишь один из способов разрыва отношений с окружающими и удержания сектанта в подчинении.

P.S. Cлово "ангел" в классическом греческом означает "принёсший известие" или "посол". Интересно, почему Свидетели Иеговы на этом основании не отрицают существования бесплотных духов? Наверное, пока.

В начало страницы
г.Череповец, Соборная горка 1
тел. (8202) 51-87-39
Написать письмо
Hosted by uCoz