Главная Епархия Наш город Подворье Публикации Календарь Фотоальбом
Публикации > "Леушинские стояния"
Максимилиан
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский
Обсудить на форуме

"Леушинские стояния"

Многих верующих волнует вопрос о так называемых «Леушинских стояниях» и отношение к ним официальной церковной власти. На епархиальном собрании 2006 года этому вопросу Владыка Максимилиан уделил особое внимание. В своём обращении к духовенству и членам приходских советов храмов Вологодской епархии Владыка в частности сказал следующее:

Одна из серьезных проблем, которые начинают лихорадить нашу епархию, - это так называемые "Леушинские стояния" на берегу Рыбинского водохранилища. Они были впервые проведены восемь лет назад по благословению протоиерея Александра Куликова. Инициатором стояний был протоиерей Геннадий Беловолов из Санкт-Петербурга, и с ним было всего 3-4 человека. На следующий год приехало 15 человек, потом - 50, потом - 100, количество паломников постоянно росло. Но об этих стояниях я узнал совершенно случайно не от благочинного, не от духовенства, а от простых верующих и из СМИ.

Люди с восторгом рассказывали о том, как эти стояния проводятся. Но меня это несколько опечалило и озадачило. Во-первых, там господствует такой дух экзальтации, желание чего-то необычного. И стояния проводились необычно: люди молились ночью на берегу Рыбинского водохранилища перед Поклонным крестом. Странно, что начиналось все это с концерта, потом шел крестный ход на берег Рыбинского водохранилища, и там начиналась молитва. Там какие-то необычные вещи происходили: отплывали на лодке и пускали поминальные записки по воде, совершали какой-то чин "богородичное лобзание"...

Проводились они в ночь с 6 на 7 июля, то есть время Всенощного бдения на Рождество Иоанна Предтечи и Божественной литургии. Смотрю на фотографии стояний - снят крестный ход, и на снимке я с трудом нашел одну-единственную икону Иоанна Предтечи, а остальные - это все иконы Леушинской Божией Матери. Кстати, если вы посмотрите наш церковный календарь - такой иконы там нет. Эта икона не канонична, она не принята Русской Православной Церковью. Это первое, что настораживает, - какое-то самочиние. И когда я с протоиереем Геннадием беседовал, он с гордостью сказал, что у него на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге написана самая большая богородичная икона: не то два с половиной, не то три метра. И эта икона - Леушинская, которая еще не прославлена Русской Православной Церковью. Примеров подобного самочиния можно привести множество.

Во время Леушинских стояний в 2005 году во время Всенощного бдения отец Геннадий куда-то удалился. Потом выяснилось, что он сел в лодку, поехал и где-то на Рыбинском водохранилище установил крест "на водах". Его как-то заякорили, поставили, и он плавал на воде. У меня возник вопрос: пусть даже этот крест постоит какое-то время на том месте, но потом придет зима, встанет лед, и весной ледоходом крест куда-то унесет. То есть он обречен на попрание! Когда осенью место Леушинского монастыря оголилось от воды, появилась возможность совершить туда паломнический полет. И когда мы прилетели на это место, то там никакого креста ни на месте монастыря, ни на воде мы не видели.

Или другое самочиние его: после того, как завершилась Литургия, был организован концерт в Череповце. Концерт вел отец Геннадий, и в конце он предложил пойти на то место, где было Леушинское подворье. В шествии участвовали около ста человек, шли с пением, с иконами - в общем, происходило массовое мероприятие, которое напоминало крестный ход. Причем это не было ни с кем согласовано, не была обеспечена безопасность людей - некоторые шли по проезжей части. Слава Богу, что никто не пострадал. А если бы что-то случилось, спросили бы с Воскресенского архиерейского подворья, которое ходатайствовало о выделении помещения для концерта. Доверив все отцу Геннадию, настоятель подворья протоиерей Алексий Алин сам не проконтролировал, что там происходит. Еще один пример. Недавно отец Геннадий установил в Дарвинском заповеднике в связи с его юбилеем голбец, или, как он еще называет это сооружение - микро-часовню. Это такая иконочка под крышей. Но ведь известно, что часовни устраиваются с благословения правящего архиерея. Я об этом узнал уже постфактум, когда мне показали фотографию. И что еще интересно, там написано: "От Леушинского подворья".

Но Леушинского монастыря нет; как может существовать подворье, если нет обители? Но у отца Геннадия все может быть. Он сам решает, у него Леушинский монастырь стал Лаврой, Леушино стало пятым уделом Божией Матери...

Мы не один раз обсуждали его поведение на епархиальном совете, и духовенство высказывало неприятие таких фактов. Пришлось отправить митрополиту Владимиру письмо с описанием самочинных действий отца Геннадия Беловолова. Но народ-то ходит на эти стояния. Почему? Мне кажется, потому, что люди верующие очень привязаны к броским, внешним вещам. Я помню, как мне взахлеб рассказывали о том, как во время одного крестного хода вокруг солнца наблюдали радугу среди дня. И в таком восторге люди были, что видели радугу. Конечно, это поражает воображение; но посмотрим, что пишут святые отцы - они, наоборот, старались даже закрывать глаза, чтобы не видеть подобных необычных явлений. Когда одному святому явился ангел и сказал, что он послан Богом, святой ему отвечал: "Ты, наверное, ошибся, я не достоин того, чтобы мне был послан ангел". Но думаю, если бы на Леушинские стояния послан был ангел, все сразу бы возрадовались: "Вот какие мы достойные, что Господь послал нам ангела".



В начало страницы
г.Череповец, Соборная горка 1
тел. (8202) 51-87-39
Написать письмо
Hosted by uCoz