Усть-Вымь находилась в стороне от торговых путей, не став крупным административным центром, она долго сохраняла местную письменную традицию, являлась центром книжности нa коми-зырянском языке с использованием зырянского алфавита. При eпископе Филофее в Перми началось ведение летописных записей, отражавших местные события, в кон. XV в. эти записи были включены в общерусский свод - Вологодско-Пермскую летопись. Важнейшим источником по истории Вычегодской Перми в кон. XV-XVI в. является Коми-Вымская летопись, составленная в Усть-Выми в кон. XVI - нач. XVII в. иеромонахом Мисаилом, строителем Михаило-Архангельской пустыни, и продолженная благовещенским священником Евтихием, который довёл изложение событий до 1619 г. Составители использовали краткие летописцы прежних Пермских архиереев, летописный свод, составленный в Устюге в нач. XVI в., Никоновский свод 20-х гг. XVI в., жития Пермских святителей Стефана и Питирима, документы, фольклорные произведения. После того как архиепископ Макарий запретил "малым попам" вести летописание, эта деятельность в Усть-Выми прекратилась. Особенностью Коми-Вымской летописи являетея ее местный характер, в памятнике слабо представлены вологодские известия, летопись не использовалась при создании других летописных памятников.
Начиная с кон. XIV - нач. XV в. известны рукописи, происходящие из Вологодского уезда: пергаменное Евангелие апракос кон. XIV - нач. XV в., Триодь постная 1409 (?) г. и др. В результате пожаров в Вологде в 90-х гг. XV в. сгорели практически все городские церкви как нa посаде, так и в кремле, для возобновленных храмов в большом количестве переписывались богослужебные книги, поэтому сохранившиеся рукописные вологодские книги, как правило не старше рубежа XV-XVI BB.
Расцвет вологодского летописания приходится нa кон. XV – 1-ю пол. XVI в. В кон. XV в. в Вологде был создан общерусский свод. Одной из его особенностей стало включение большого числа известий за 1480-1499 гг., связанных с Вычегодской Пермью (известия местной владычной летописи за 1483-1496 гг.), Вологдой и Великим Устюгом. В 1-й пол. XVI в. текст этого свода был продолжен включением в него нового памятника московского происхождения. Вологодское летописание кон. XVII - нач. XIX в. представлено двумя памятниками - Вологодской летописью, сочетавшей известия общерусского и местного происхождения за 862-1700 гг., и двумя редакциями летописца И. Слободского, составленного в 1716 г. и включившего известия преимущественно местного значения начиная с 1147 г.
В XV-XVII веках в епархии были созданы жития преподобных Арсения и Корнилия Комельских, Димитрия Прилуцкого, Григория Пельшемского, Павла Обнорского и других подвижников, местно или общецерковно прославленных в этот период. В XVI - нач. XVIII в. записывались сказания о монастырях, чудотворных иконах, храмах. Так, например, в начало вкладной книги Водожского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря, XVIII в., помещено «Описание» с подробным рассказом об истории обители. В этот период были созданы Сказание об иконе Рождества Богоматери и основании Сямской обители (XVI-XVII вв.) с описанием 78 чудес, совершившихся через икону, Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери в Авнежской волости Вологодского уезда с описанием 12 чудотворений от иконы и др. Пермская литератуpa запечатлела становление почитания священномучеников Герасима, Питирима и Ионы в Вычегодской Перми, центром которого была Усть-Вымь. В 1609 г. началась запись чудес, совершавшикся при их гробницах в Благовещенской церкви в Усть-Выми. Ha основе этих записей в 1-й четв. XVII в. местный священник Евтихий составил описание чудес святителей, пополнявшееся до 1842 г.
Сведения о библиотеках Вологодских архиереев известны с XVII в.: библиотека архиепископа Маркелла состояла из 22 книг, сведения о библиотеке архиепископа Симона содержатся в его духовном завещании (1681) и в описи 1683 г., сделанной С. Автономовым, часть книг была переписана самим архиепископом Симоном. Сведения о монастырских библиотеках епархии сохранились с последней трети XVI в. в монастырских описях и во вкладных книгах конца XVI-XVIII в.
|